Уникальный памятник, открылся 11 июля 2018 года в городе г. Новотроицке на территории «Южно-уральской ГПК». Это единственный на территории России памятник электровозу-труженику EL2. Электровозы данной серии производились на заводе Ганса Баймлера (Lokomotivbau Elektrotechnische Werke) в ГДР для промышленных гигантов Советского Союза и были предназначены для обслуживания карьеров, рудных предприятий, цементных, химических и металлургических заводов. После перехода компании «Южно-уральской ГПК» с железнодорожной перевозки горной массы к более экономичному автосамосвальному методу, электровоз остался без работы, но теперь после косметического ремонта и консервации, он сможет еще долго радовать гостей предприятия и города.
В церемонии открытия памятника приняли участие первый и последний машинисты электровоза Александр Иванович Бужин и Александр Васильевич Иванов. По словам машинистов, они рады, что именно их электровоз, который в профессиональной среде было принято ласково называть «немкой», продолжит свою жизнь в виде красивого памятника, и будет: «еще долго радовать нас, жителей и гостей города». Кроме того, посетители компании «Южно-уральской ГПК» смогут сделать эксклюзивные фотографии на рабочем месте машиниста и в кабине электровоза.
Историческая справка: Электровозы EL-2 строились в ГДР период с 1957 по 1967 Сила тяги четырехосного электровоза доходила до 16200 кг., а скорость до 31,0 км/ч. Вес электровоза 100 тонн.
Данный экземпляр EL-2 за более чем 40 лет непрерывной работы перевез более 8 миллионов тонн горной массы на предприятие с Аккермановского месторождения.